ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОИСКА.

КАК ПОИСКОВИК ИЗ ОТРЯДА «СУДЬБА СОЛДАТА» ПЕСЧАНОКОПСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИЛЬЕНКО АНДРЕЙ СУМЕЛ ВЕРНУТЬ ИМЯ НЕИЗВЕСТНОМУ ЛЕТЧИКУ-ИСТРЕБИТЕЛЮ, ПОГИБШЕМУ ПОД БЕЛОЙ ГЛИНОЙ.

Приезжая по делам в село Белая Глина Краснодарского края, Ильенко Андрей, почти всегда останавливается у реки Рассыпной, на подъезде к райцентру, где на постаменте высится большая гранитная глыба.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОИСКА. КАК ПОИСКОВИК ИЗ ОТРЯДА «СУДЬБА СОЛДАТА» ПЕСЧАНОКОПСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИЛЬЕНКО АНДРЕЙ СУМЕЛ ВЕРНУТЬ ИМЯ НЕИЗВЕСТНОМУ ЛЕТЧИКУ-ИСТРЕБИТЕЛЮ, ПОГИБШЕМУ ПОД БЕЛОЙ ГЛИНОЙ.
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОИСКА. КАК ПОИСКОВИК ИЗ ОТРЯДА «СУДЬБА СОЛДАТА» ПЕСЧАНОКОПСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИЛЬЕНКО АНДРЕЙ СУМЕЛ ВЕРНУТЬ ИМЯ НЕИЗВЕСТНОМУ ЛЕТЧИКУ-ИСТРЕБИТЕЛЮ, ПОГИБШЕМУ ПОД БЕЛОЙ ГЛИНОЙ.

Вчитывается в выбитые на плите слова «Здесь 1 августа 1942 года в воздушном бою был сбит советский самолет. Этот камень установлен в память о погибшем неизвестном летчике». В этом месте его всегда обуревали противоречивые чувства. С одной стороны огромная гордость и благодарность к тем бесстрашным Героям, павшим за нашу родную землю. С другой стороны чувство большой несправедливости. Как же так, прошло так много времени, а летчик, положивший на Алтарь Победы самое дорогое, что у него было, свою молодую жизнь, так и остался неизвестным. Поскольку Андрей сам уже много лет работает в поисковом отряде Песчанокопского района «Судьба солдата», входящего в «Поисковом движении России», он поставил перед собой цель найти имя этого летчика. Для начала поделился своими мыслями в своей семье, где его безоговорочно поддержали. А старшая дочь – Ильенко Софья, несмотря на свою творческую занятость, предложила свою помощь. Для начала он решил собрать максимум информации по данному эпизоду войны. Где скапливается вся историческая информация? Конечно же в музее. Выбрав время, они с Софьей поехали в Белоглинский историко-краеведческий музей. Узнав по какому делу Андрей и дочь приехали, их радушно встретила директор музея Жарикова Наталья Александровна. Беседа с директором длилась долго, Софья записывала информацию о тех давних событиях. Вот что удалось узнать им у Натальи Александровны.


«…В первые дни августа 1942 года, на глазах многих очевидцев, над окраиной села Белая Глина в неравном воздушном бою был сбит наш истребитель. Машина упала в реку Рассыпная, подняв столб грязной воды, но ее хвост торчал над водной гладью. Немцы, приехавшие на место падения, попытались мощной лебедкой вытащить самолет из реки. Но видимо двигатель глубоко вошел в дно, и лебедка порвала машину надвое. Немцы вытащили хвост истребителя и часть кабины с телом летчика на сушу. Забрали его документы и приказали, подошедшим к месту падения селянам, похоронить летчика на берегу реки.
Во время оккупации тайком, а после освобождения регулярно женщины приносили к безымянной могилке цветы, жалели погибшего, говорили, что где-то на фронте, вот так же, лежат убитыми и их мужчины. В 1958 году останки летчика были перезахоронены в братскую могилу на мемориальной площади села Белая Глина Краснодарского края.


В реке оставался двигатель, и была надежда узнать имя пилота по заводскому номеру на нем. По инициативе белоглинских активистов и ветеранов, по решению краевого поискового центра, в сентябре 1999 года краевыми поисковыми организациями Краснодарского края «Арсенал» и «Охрана памяти защитников Отечества» была проведена шестидневная поисковая экспедиция по подъему из реки Рассыпной в селе Белая Глина обломков советского истребителя И-153. Операцию по подъему провели успешно, из реки достали мотор и разрозненные части советского истребителя. И хотя поиск и подъем проводили опытные поисковики, к сожалению, по ним так и не удалось установить личность погибшего».
Ильенко созвонился с руководителем Стародуб Валерием Владимировичем, который возглавляет Краснодарскую краевую общественную организацию «Охрана памяти защитников Отечества» — одну из старейших поисковых организаций Краснодарского края (Создана 20 февраля 1994 года в городе Туапсе). Валерий Владимирович рассказал Андрею об огромной проделанной работе поисковиками Кубами по розыску сбитого самолета и его подъему. Но вот поиск по установлению имени летчика зашел в тупик, потому что (на тот момент) все данные о потерях Министерством обороны были засекречены. Надо заметить что поисковики «Кубаньпоиск» и «Кубанский плацдарм» на этом не успокоились и до 2017 года пытались найти имя летчика. Но тщетно. По информации директора музея Жариковой Натальи Александровны, на многочисленные запросы в Госархивы ей отвечали, что данных о потерях самолетов И-153 в период с 30 июля по 13 августа 1942 года над территорией села Белая Глина нет.
Но время идет. Уже рассекречены и выставлены в свободный доступ в Объединенных банках данных «Мемориал» и «Память Народа» масса документов о кадровых потерях наших воинов на полях боев по всей матушке России. Андрей и Софья, заручившись поддержкой директора музея Натальей Александровной Жариковой, приняли решение начать розыск с самого начала.
В течение года они пересматривали различные архивные документы, «пробивали» базы данных. Еще несколько раз приезжали в Белоглинский музей, где вновь и вновь перебирали фотографии двигателя истребителя, сделанные в сентябре 1999 года. И наконец, удача! Была найдена фотография с нечетким номером двигателя 621076.
Андрей обращается с собранными данными к региональному руководителю «Поискового движения России» Щербанову Владимиру Кирилловичу. Он советует обратиться к руководителю поискового объединения «Тризна» Илье Прокофьеву, г. Москва у которого обширный архив, большое количество справочной литературы и огромный опыт работы по розыску летчиков и самолетов. Далее все было делом техники. Номер двигателя самолета попадает к Кубанским поисковикам, и не случайно. У Кубанских поисковиков тоже огромная, наработанная годами база архивной и справочной литературы, специализирующейся на авиации. По номеру двигателя они определяют номер самолета 6628, принадлежность самолета и имя летчика-истребителя, благо опыта в подобном розыске им не занимать.


В архивах удалось найти информацию: самолет И-153 «Чайка» с указанными данными в июле 1942 года числился в составе 267-го Истребительного авиационного полка 236–й Истребительной авиационной дивизии и был потерян при боевой работе. Пилот данного самолета — младший лейтенант Зуйков Сергей Степанович не вернулся с боевого задания 2 августа 1942 года из района села Новопокровское, расположенного недалеко от места обнаружения обломков самолета.
Кстати сказать, Андрей Николаевич Ильенко уже отметился на Белоглинской земле в июле 2018 года. Именно он, по просьбе поисковиков из Санкт-Петербурга, нашел родственников подводника-Балтийца (Щ-405) из пос. Центрального Белоглинского района Павлова Николая Тимофеевича (1921 – 1942гг).

Андрей Николаевич Ильенко
Андрей Николаевич Ильенко


Сразу же после определения фамилии летчика, погибшего около Белой Глины, поисковики начали розыск родных Зуйкова Сергея Степановича. На многих поисковых сайтах зазвучала эта фамилия. На наш призыв о помощи в розыске родственников Зуйкова откликнулась Председатель Иркутского регионального отделения ПДР Торопкина Нина Викторовна у которой в комитете по молодежной политике города Санкт-Петербург работает подруга, Соболева Кристина. Она попытается найти родственников Героя в городе, откуда Сергей Степанович Зуйков пошел воевать, где жил его отец Степан Семенович. Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность отзывчивым, неравнодушным людям, помогающим вернуть родным и близким, сгинувших на той далекой войне воинов, навсегда оставшихся молодыми.
Поисковик, краевед Стадников Сергей Леонидович, 03.04-2021 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *